Каталог статей

Главная » Статьи » Эфир

Эпатаж на музыкальном радио
Прошли те времена, когда станции для привлечения внимания аудитории было достаточно только музыки. Сегодня им приходится устраивать специальные мероприятия: всевозможные фестивали, концерты, акции, а порой и скандалы. Грызня за слушателя идет не шуточная. Его развлекают, веселят, уговаривают, соблазняют и эпатируют. И эпатаж, надо отметить, стал важным орудием в этой борьбе, он повышает рейтинги, а, следовательно, и прибыли. Уже образовался целый ряд ведущих, добившихся успеха благодаря этому творческому приему. Это Николай Фоменко, ставший главным радиоменом страны с помощью своих "Приколов" и "Гвоздей". Это ведущий "Хмурого утра" на "Серебряном дожде"

Александр Гордон, давший в эфире нестандартное и нецензурное определение Никите Михалкову (на что режиссер очень обиделся). Это, пожалуй, и вечная загадка "Европы плюс" Жени Шаден, и рулевые утренних шоу Пряников, Максимова и Маклауд, заряжающих с ранья слушателей конкурсами типа "Уговори в эфире подругу на секс". Это Дмитрий Нагиев, Слава Финист и многие, многие. Ну и, конечно, главный радиомонстр, нью-йоркский ди-джей, Говард Стерн, рядом с которым наши виртуозы эпатажа больше похожи на невинных овечек.

Короче, эпатирование в радиоэфире представлено широко и ярко. Поэтому интересно, наверное, будет поразмышлять, что такое эпатаж, каким он бывает на радио, кто они, эпатажные ведущие и кто они, их поклонники. То есть внести хоть какую-то ясность в это "загадочное" явление радиоэфира.

С чем его едят?

Этот опасный вирус эпатажа проник практически во все сферы. Его можно встретить везде, начиная от дружеской попойки в честь получки и заканчивая высокой политикой. Он может предстать перед вами в самых различных видах и образах, оттого сходу определить его суть кажется затруднительным. Что ж... На этот случай существуют словари.

Эпатировать (от фр. epater) поражать, ошеломлять необычным поведением, скандальными выходками, нарушение общественных правил и обычаев. (Большой Энциклопедический Словарь)

То есть, можно предположить, что эпатаж появляется тогда, когда есть некая норма, правило, табу, признанное либо всем обществом, либо его частью. Поэтому неудивительно, что темы для эпатирования выбираются самые табуированные: секс, некоторые физиологические процессы, смерть и т.д. Надо сказать, их не так много. Но просто нарушения нормы недостаточно, нужно чтобы это кого-то "поразило, ошеломило". Попытаюсь показать это наглядно на примере того же радио. Если ди-джей (так действительно порой бывает) забыл выключить микрофон, и сказал неприличное слово, по поводу играющей композиции, то это не эпатаж. Эпатаж - это, когда он то же самое сделает в эфире сознательно.

Все мы с вами живем в эпоху Модернизма и Постмодернизма, когда старые нормы и творческие приемы подвергаются сомнению. В частности, через эпатаж. Это, наверное, и способствует тому, что эпатирование ныне очень модно. А норма, подвергаясь сомнению, ослабевает, захиревает, а иногда и умирает. Причем, это может происходить и в рамках конкретной радиопередачи. "Эротическое шоу Жени Шаден" вряд ли может эпатировать слушателя, уже неплохо знакомого с ним. Он уже ожидает эту заигрывающую манеру общения, двусмысленные намеки, "обламывание" дозвонившихся в эфир мужчин... Набор один и тот же в течение уже почти десяти лет. А эпатаж сам собой постоянно требует чего-то эдакого, неожиданного. В этом, кстати, серьезная трудность производства конвейерных радиопередач, имеющих эпатаж как самоцель. Поэтому многие такие попытки были неудачными.

Вреден ли эпатаж?

Ну, это, смотря с какой стороны. Эпатаж помогает смерти устаревших установок и предрассудков, помогает выпустить пар и агрессию у слушателей, способствует нахождению новых творческих методов в искусстве. Да и, проще говоря, есть анекдоты, которые теряют всю свою прелесть и очарования без эпатирующих нецензурных слов. В то же время, в эпатаже заложен серьезный элемент разрушения, он часто служит орудием общественного протеста и чрезмерное его использование может частично нарушить сложившийся общественный порядок, привести к депрессивным настроениям в обществе. Эпатаж может также психологически травмировать какого-то человека или ослабить его моральные устои. Скорее всего, нужно просто не перегибать палку. Но бывает трудно сделать, ведь эпатирование - это танец на лезвии бритвы.

Особые приметы радиоэпатажа.

Эпатаж, проникнув на радио, как шпион, сходу адаптировшись к особенностям своей нового места деятельности, приобрел ряд специфических черт и форм. В начале он, конечно, отсек свои визуальные формы, типа причесок а-ля Тутта Ларсен. Взял на вооружение слово, музыку, интонацию и шумы. Вот его остальные особые приметы:

"Мастер намека". Отсутствие изображения провоцирует слушателя самостоятельно представить сказанное. Радиослушатели - люди с воображением. По этому эпатажные ведущие - мастера намека, взять хоть ту же Шаден и Фоменко, умеющие на что-нибудь та-а-ак намекнуть.

"Очень откровенный". Люди обычно слушают радио в удобной домашней обстановке или в родном автомобиле. Оттого общение ведущих со слушателями носит более доверительный характер. Это, наверное, и поспособствовало развитию на радио эпатирующих откровений на интимные темы, особенно это наглядно в ночном эфире станций. Намек и откровения дают огромные возможности для развития на радио темы секса и такого радиожанра как ток-шоу о сексе, бесспорным ветераном которого можно назвать Жени Шаден. Этот жанр был рожден именно на радио и лишь позднее был передан на ТВ, в руки Елены Ханги.

"Не загрузный". Музыкальное радио призвано развлекать, а не "грузить". По этому здесь не рассказывают про горы трупов и прочие криминальные мерзости, и дают в эфир минимум острых соцпроблем. Это серьезно отличает радийный эпатаж от телевизионного. На радио все легко и беззаботно, и эпатаж здесь как матершиное слово в анекдотах, придает экспрессии и пикантности.

"Очень музыкальный". Музыка - начинка радиоэфира, следовательно, если уж о чем-то эпатажничать на радио, так это о ней. Делается это так, берет ди-джей текст какой-либо известной песни и находит в ней глубоко скрытый неприличный смысл. Фоменко однажды в своих "Гвоздях" отыскал любопытный смысл в банальном слове "как". "Как, как, как" повторял он на все лады, радуясь своей находке. Ди-джей может также дать исполнителю вольный комментарий. Оля Максимова в конце своей "Шизгары" говорит что-то типа "Спасибо Наталье Сенчуковой и группе "Дюна" за то, что их не было в нашей программе". Что это, если не эпатаж.

И еще "Неформальный в общении со слушателями". Ведущий для слушателя царь и бог. Он может его вывести в эфир, а может в любой момент убрать, может исполнить его музыкальную просьбу, а может просто над ним жестоко пошутить. Вот пример диалога со слушателями известного в прошлом екатеринбургского ди-джея Мартина МС.

Слушатель: Я хотел бы прослушать песню Алены Апиной "Ксюша"?
Мартин: Вы знаете, у нас, к сожалению, нет такой песни. Не могли бы вы нам дать ее переписать, если у вас она есть дома.
Слушатель: Да, конечно, есть.
Мартин: Так че ты в эфир звонишь, дома ее и слушай.

А уж что выделывает со слушателями Жени Шаден вспомнить страшно. Ненамного от нее отстают Фоменко и Гордон.
И, пожалуй, последний штрих к портрету злодея "Импровизационный". На радио большинство программ идут в прямом эфире, поэтому и эпатаж часто возникает без особых подготовок. Как легло, так и легло.

Кто потребляет эпатаж?

Прежде всего, молодежь. Именно она является основной аудиторией музыкальных FM-станций по простой банальной причине, у пенсионеров нет приемников с диапазоном FM. А для молодежи, как известно свойственно желание разрушить старые нормы взрослых. Здесь действует принцип "Мы моложе, значит мы умнее". Вот такая досадная особенность возраста. Кроме того, эпатаж - часть молодежной субкультуры, молодежного стиля общения, построенного на неформальности и постоянном стремлении к экспрессии.

Но того же Фоменко, любит не только молодежь. Что привлекает в нем уже зрелых людей? Для кого-то, наверное, это просто смешно. А кому-то нравится родная интонация общения, знакомая ему по пьянкам с корешами. Ведь это так свойственно дружескому мужскому общению - обсудить баб в самом фривольной манере.

Но уж, что действительно трудно понять, это почему некоторые представители аудитории все-таки звонят ведущим, известным своим жестоким обращением со слушателями? Казалось бы, никто не захочет позволить с собой так обращаться? Например, в Екатеринбурге совсем недолгое время просуществовала программа "Радио Му", где ведущие с интонациями Бивиса и Батхеда называли "уродами" до 10 слушателей за час. Большинство из дозвонившихся, наверняка, было влюблено в эту отвязную манеру общения. "Раз он может вести себя грубо, значит, он крут" - примерно так размышляли они. И в общении с ними слушатель как бы прикасается к чему-то для него великому, пытаясь таким образом компенсировать свои комплексы. Другие уверены, что это все вокруг лохи, кроме них. Они пытаются доказать, что круче остальных, в результате чего, оказываются в общей куче "замоченных" ведущим. Это их сильно обижает. Есть, вероятно, и те, которые относятся к этому как к игре. Интересно, а как он со мной поступит? А как он постарается меня поставить в неудобное положение?

Эпатажные ведущие.

Именно благодаря ним эпатаж на радио и существует. Все они, безусловно, очень разные. Кто-то общается со слушателями на равных, кто-то все отдаст, чтоб поставить дозвонившегося в неудобное положение. Кто-то эпатажем только развлекает, кто-то считает, что несет важную общественную миссию. Но, в любом случае, как бы мы не оценивали их с нравственной или этической точки зрения, все они яркие личности, обладающие выраженной индивидуальностью. Потому что только такие люди могут перешагнуть через общественные установки, и при этом еще заиметь себе популярность. Обычно натуры это авантюристичные, которым нравиться балансировать на грани. Есть правда, и такие, как, например, Николай Фоменко, сознательно потакающие низким вкусам толпы (Фоменко говорит об этом в своих интервью). Но в любом случае это люди по натуре экспериментаторы. Их пьянит, как эксбиционистов, показывающих свои достоинства, сам факт вызванного их выходками удивления слушателей. Каждый из них выбирает свою маску. Сергей Рост, Саша Пряников и Николай Фоменко это просто безобидные клоуны. Гордон, Шаден, Максимова и Маклауд - это снобы, которые держатся со слушателями на дистанции, шутят над ними и песнями. Ведут эфир с ленцой, как бы нехотя.

Каждый из ведущих, любящих эпатировать, пытается создать свой неповторимый образ, и овеять его мифами и легендами. Именно это способствует их популярности. Чего только стоят, слухи вокруг Жени Шаден, сознательно не опровергаемые "Европой". Говорят, что она мужчина, что у нее три груди. И сама Жени, понимая всю коммерческую ценность этих разговоров, никогда не показывает своего лица на публике, чтоб напустить еще больше тумана.

Где же ты, наш Говард Стерн?

Талантами эпатажа, конечно, мы богаты, но до гениальности Говарда Стерна нам еще далеко. Только он может себе позволять в эфире все, вплоть до выпускания газов. Только он может довести дозвонившуюся слушательницу до оргазма, попросив ее сесть причинным местом на колонку стерео системы, по которой она слушала его вещание. Тут, конечно, можно вспомнить Фоменко. Но его шоу "Доброе утро, Вьетнам", слизанное с шоу Стерна получилось слишком скучным и однообразным. К тому же Фоменко не чистый радиомэн, он и телеведущий, и музыкант, и актер. Короче, не Стерн. Но, если подумать, у отсутствия подобных фигур есть свои объективные причины.

Это, во-первых, наш менталитет. Политическая установка на коллективизм исчезла, но в сознании осталась. Ну, не любят у нас в России тех, кто слишком выделяется. И по сути своей мы традиционалисты. Исторически так сложилось, что реакционные настроения в России особенно сильны.

Есть и чисто экономические причины. Рекламный и радийный рынок еще недостаточно развиты. С одной стороны, еще окончательно не сформировался институт радиозвезд. С другой, системы составления рейтингов не позволяют моментально отследить повышение популярности конкретного ведущего. Но даже если рекламодатель отреагирует на это изменение, прибыль будет не достаточно велика, чтоб компенсировать моральный ущерб общения с недовольными людьми пожилого возраста.

Ну, и всем известная правовая незащищенность СМИ от власти. Если станция с ней поссорится или впадет в немилость, что чрезвычайно просто часто используя эпатаж, то дальше последуют проблемы с продлением лицензии, различные проверки и т.д.

Короче, денег мало, а головной боли ого-го. А так хочется нашего российского Говарда Стерна...

Другие статьи по теме


Источник: http://www.guzei.com
Категория: Эфир | Добавил: fmbarnaul (2006-06-06) | Автор: Андрей Кононов
Просмотров: 2307 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: