Каталог статей
Главная » Статьи » Эфир |
Технологии создания То, как на музыкальной станции с более-менее выстроенным форматом сделать успешную разговорную программу, является одной из самых острых проблем российского радио. Опыт «Нашего радио» - один из примеров создания и успешного использования разговорных программ в сетке вещания музыкальной станции. В ее эфире представлен практически весь жанровый ряд разговорных программ -это утренние и вечерние развлекательные программы и серьезные ток-шоу и многое другое. Далее приводятся фрагменты из главы, посвященной технологиям создания разговорных программ. Она была подготовлена продюсером «Нашего радио» Андреем Клюкиным для книги по принципам современного радиопрограммирования, которая в настоящее время готовится к печати. Шесть факторов влияния на программу. «Программы могут быть любые. Их концепция, форма, идея могут быть ограничены только вашей фантазией. Но главное, что нужно помнить, - если музыкальным форматом вы собираете какую-то аудиторию, и ее не должны отпугивать ваши программы. И после того, как у вас появилась идея программы нужно оттестировать вашу аудиторию и выделить ту основную группу, на которую опирается станция. Часто приходится слышать приблизительно такой ответ: "Нашу радиостанцию слушают люди от 6 до 60 лет". Даже если это так, и ваша станция - единственная в каком-нибудь маленьком городе, всё равно есть целевая аудитория, с которой вы работаете и получаете деньги за рекламу. И с этой аудиторией нужно считаться. Есть шесть основных факторов, которые, на мой взгляд, определяют интересы и потребности аудитории и влияют на выбор жанра и наполнения программы. Первое, люди ежедневно испытывают нехватку общения. Они встают, идут на работу, там работают, как правило, до шести или дольше, потом приходят домой, ложатся спать, просыпаются, снова идут на работу, и так все время. Второе: в условиях жизни современного общества человек не всегда может выразить свое "я". Он не имеет возможности сказать: "Я думаю так-то". Третье: человек нуждается в поддержке своих взглядов. Ему нужны люди, с которыми можно поделиться, поспорить, продемонстрировать, что у него есть мысли на тот или иной счет, найти единомышленников или противников. И здесь появляется четвертый фактор - потребность в собеседнике, который поможет ему, общаясь с ними на равных, проанализировать ситуацию, разобраться в теме и, в конечном счете, в своих взглядах. То, как слушателю преподнести это общение, определяется "синдромом замены семьи". Это пятый фактор. И последний шестой фактор влияния на выбор типа шоу - нехватка информации. У многих людей в течение дня только один источник информации - радио. Поэтому необходимо в шоу заложить систему легких знаний. Все эти факторы определяют подходы к созданию программы. Она должна предоставить человеку общение, дать ему возможность выразить свое "я" в разговоре с интересным собеседником, получить поддержку своих взглядов или помочь разобраться в ситуации, при этом еще и получить полезную информацию. Есть четыре самых важных вещи для ток-шоу - это ведущие, тема, вопрос и звонки. Если неправильно задан вопрос, не подготовлен ведущий или плохие звонки - у вас нет шоу. Ведущие в шоу. Для того, чтобы вовлечь человека в беседу, обязательно нужны два ведущих, из которых один - тот, который выражает именно его (человека) точку зрения, а другой - его оппонент. Минимум, что можно сделать - это взять мужчину и женщину. Причем развести эти полюсы до максимума. Например, чтобы каждый мужчина-слушатель говорил: "Петя - да, это настоящий мужик, а баба - прямо такая же дура, как моя". Или наоборот, женщина слушала и думала: "Вот, этот Петя - упертый, как мой совсем, а эта вот - нормальная барышня". Можно попробовать собрать в шоу команду, большая часть которой может даже не появляться в эфире. И каждый представитель аудитории по возможности должен найти среди этой команды, если не своего кумира, то, во всяком случае, человека, за которого он болеет. Пример - на "Серебряном Дожде" шоу "Хмурое утро" ведет Гордон и Катя Новикова. И все женщины болеют за Катю Новикову: "Как же он так с ней разговаривает". Очень важно, чтобы ведущие не врали в эфире, и чтобы их слова не расходились с их взглядами. Возьмем, к примеру, вопрос: "Можно или нельзя бить жену?". Если у ведущего даже легкое отклонение от позиции: "А мне всё равно", то есть: "Ну, если уж совсем достала, то конечно можно", то эту позицию можно утрировать. Раз он всё равно так считает, то можно сказать: Ведущий должен быть умнее слушателя. Хотя всё зависит от вашего формата. Если это станция скажем, для шоферов-дальнобойщиков, и главное правило - будь глупее, к тебе потянутся, а вы эту мысль диктуете своим музыкальным наполнением, то, конечно, не надо умничать. Потому что передача должна пересекаться с форматом. И на такой станции очень удачным будет шоу, где Михаил Круг будет рассказывать анекдоты. Для аудитории «Нашего радио» очень важно, чтобы в эфире были умные ведущие. При этом ведущие при всей своей показной эрудиции должны быть нормальными, обыкновенными людьми. Тема программы. Можно брать за основу разговора тему дня, которую сегодня будут обсуждать все - на кухнях за бутылкой водки или на работе в курилке - и выводить ее на уровень глобальной проблемы. Если в 5 вечера взорвался какой-нибудь реактор, значит, надо говорить об этом событии. Потому что все остальное будет воспринято так: "Конечно, ребята, тема интересная, но давайте поговорим лучше об этом". И это покажет первый же звонок. При этом вся дискуссия должна происходить по схеме, которая, несмотря на странное сравнение, выглядит как буква V. Как задать вопрос. Работа со звонками. Есть несколько правил по работе со звонками. 1. Плохому сигналу нет места в эфире. 2. Люди, которые звонят не по теме, появляться во время программы в эфире не должны. 3. В эфире не должно быть длинных и заумных высказываний слушателей. 4. Необходимо чередовать звонки: умный-эмоциональный. 5. Важно, чтобы были джинглы, в которых во время ток-шоу объявляется телефон прямого эфира. 6. Необходимо контролировать выход звонка в эфир. 7. В эфир не должны выходить два-три звонка от одного и того же человека. Изложенные выше советы по построению разговорного шоу и адаптации его к музыкальному формату - отнюдь не догма. Но опыт «Нашего радио» достаточно успешен, а их программы всегда рейтинговые.
| |
Категория: Эфир | Добавил: fmbarnaul (2006-06-06) | Автор: Виктория Сухорева | |
Просмотров: 1969 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |