Каталог статей

Главная » Статьи » Эфир

Разговорные программы на музыкальном радио
Технологии создания

То, как на музыкальной станции с более-менее выстроенным форматом сделать успешную разговорную программу, является одной из самых острых проблем российского радио.
Какую форму найти для программы? Как выстроить ее структуру? Каких ведущих подобрать? Как органично вписать разговорный жанр в музыкально-развлекательный формат? Сложность ответов на эти вопросы иногда заставляет программных директоров вообще отказываться от программ в эфире, выстраивая сетку вещания просто как смесь музыки, новостей и голосов ди-джеев. И этот подход несомненно верен - есть множество станций, которые очень успешны и без разговорных программ в эфире. Но иногда именно программы, построенные на общении и интерактиве, являются тем, чего не хватает слушателю и, появившись в эфире, они становятся той самой изюминкой, которая привязывает к станции уже существующую аудиторию и привлекает новую.

Опыт «Нашего радио» - один из примеров создания и успешного использования разговорных программ в сетке вещания музыкальной станции. В ее эфире представлен практически весь жанровый ряд разговорных программ -это утренние и вечерние развлекательные программы и серьезные ток-шоу и многое другое.

Далее приводятся фрагменты из главы, посвященной технологиям создания разговорных программ. Она была подготовлена продюсером «Нашего радио» Андреем Клюкиным для книги по принципам современного радиопрограммирования, которая в настоящее время готовится к печати.

Шесть факторов влияния на программу.

«Программы могут быть любые. Их концепция, форма, идея могут быть ограничены только вашей фантазией. Но главное, что нужно помнить, - если музыкальным форматом вы собираете какую-то аудиторию, и ее не должны отпугивать ваши программы.

И после того, как у вас появилась идея программы нужно оттестировать вашу аудиторию и выделить ту основную группу, на которую опирается станция. Часто приходится слышать приблизительно такой ответ: "Нашу радиостанцию слушают люди от 6 до 60 лет". Даже если это так, и ваша станция - единственная в каком-нибудь маленьком городе, всё равно есть целевая аудитория, с которой вы работаете и получаете деньги за рекламу. И с этой аудиторией нужно считаться.

Есть шесть основных факторов, которые, на мой взгляд, определяют интересы и потребности аудитории и влияют на выбор жанра и наполнения программы.

Первое, люди ежедневно испытывают нехватку общения. Они встают, идут на работу, там работают, как правило, до шести или дольше, потом приходят домой, ложатся спать, просыпаются, снова идут на работу, и так все время.

Второе: в условиях жизни современного общества человек не всегда может выразить свое "я". Он не имеет возможности сказать: "Я думаю так-то".
Потому что он участник какого-то одного большого рабочего процесса, где его мнение не всегда кого-то интересует.

Третье: человек нуждается в поддержке своих взглядов. Ему нужны люди, с которыми можно поделиться, поспорить, продемонстрировать, что у него есть мысли на тот или иной счет, найти единомышленников или противников.

И здесь появляется четвертый фактор - потребность в собеседнике, который поможет ему, общаясь с ними на равных, проанализировать ситуацию, разобраться в теме и, в конечном счете, в своих взглядах.

То, как слушателю преподнести это общение, определяется "синдромом замены семьи". Это пятый фактор.
Характерная тенденция: супер-группа "Битлз" - это не только музыка, это и в какой-то степени замена семьи. Существует Джон Леннон, который папа. Пол Маккартни - мама, Ринго Стар - оболтус. И все следят за их взаимоотношениями, пытаются перенести эти отношения на свою жизнь. Когда человек получает такого выразителя своих взглядов, он с удовольствием вовлекается в процесс и начинает следить за развитием отношений. Если это работает, значит, задействованы универсальные психологические механизмы и можно перенести эту технологию и на создание разговорного шоу на радио.

И последний шестой фактор влияния на выбор типа шоу - нехватка информации. У многих людей в течение дня только один источник информации - радио. Поэтому необходимо в шоу заложить систему легких знаний.

Все эти факторы определяют подходы к созданию программы. Она должна предоставить человеку общение, дать ему возможность выразить свое "я" в разговоре с интересным собеседником, получить поддержку своих взглядов или помочь разобраться в ситуации, при этом еще и получить полезную информацию.

Есть четыре самых важных вещи для ток-шоу - это ведущие, тема, вопрос и звонки. Если неправильно задан вопрос, не подготовлен ведущий или плохие звонки - у вас нет шоу.

Ведущие в шоу.
Ведущие в разговорных программах играют ключевую роль. Они должны устраивать аудиторию с учетом всех шести указанных выше факторов влияния: заменять семью, быть интересными собеседниками, желательно незаурядными личностями и прочее.

Для того, чтобы вовлечь человека в беседу, обязательно нужны два ведущих, из которых один - тот, который выражает именно его (человека) точку зрения, а другой - его оппонент. Минимум, что можно сделать - это взять мужчину и женщину. Причем развести эти полюсы до максимума. Например, чтобы каждый мужчина-слушатель говорил: "Петя - да, это настоящий мужик, а баба - прямо такая же дура, как моя". Или наоборот, женщина слушала и думала: "Вот, этот Петя - упертый, как мой совсем, а эта вот - нормальная барышня".

Можно попробовать собрать в шоу команду, большая часть которой может даже не появляться в эфире. И каждый представитель аудитории по возможности должен найти среди этой команды, если не своего кумира, то, во всяком случае, человека, за которого он болеет. Пример - на "Серебряном Дожде" шоу "Хмурое утро" ведет Гордон и Катя Новикова. И все женщины болеют за Катю Новикову: "Как же он так с ней разговаривает".

Очень важно, чтобы ведущие не врали в эфире, и чтобы их слова не расходились с их взглядами. Возьмем, к примеру, вопрос: "Можно или нельзя бить жену?". Если у ведущего даже легкое отклонение от позиции: "А мне всё равно", то есть: "Ну, если уж совсем достала, то конечно можно", то эту позицию можно утрировать. Раз он всё равно так считает, то можно сказать:
"Жми уж полностью, всё равно это не расходится с твоей принципиальной позицией". Если он считает, что этого ни в коем случае нельзя делать, нельзя заставить его говорить, что жену бить можно. Слушатель обязательно поймет, что это ложь.

Ведущий должен быть умнее слушателя. Хотя всё зависит от вашего формата. Если это станция скажем, для шоферов-дальнобойщиков, и главное правило - будь глупее, к тебе потянутся, а вы эту мысль диктуете своим музыкальным наполнением, то, конечно, не надо умничать. Потому что передача должна пересекаться с форматом. И на такой станции очень удачным будет шоу, где Михаил Круг будет рассказывать анекдоты. Для аудитории «Нашего радио» очень важно, чтобы в эфире были умные ведущие. При этом ведущие при всей своей показной эрудиции должны быть нормальными, обыкновенными людьми.

Тема программы.

Можно брать за основу разговора тему дня, которую сегодня будут обсуждать все - на кухнях за бутылкой водки или на работе в курилке - и выводить ее на уровень глобальной проблемы. Если в 5 вечера взорвался какой-нибудь реактор, значит, надо говорить об этом событии. Потому что все остальное будет воспринято так: "Конечно, ребята, тема интересная, но давайте поговорим лучше об этом". И это покажет первый же звонок.

При этом вся дискуссия должна происходить по схеме, которая, несмотря на странное сравнение, выглядит как буква V.
Берется некая информационная точка, которая потом расширяется до вывода на более широкую тему. Чем конкретнее ситуация, тем лучше. Например: "Комсомольская правда" пишет о враче, который брал взятки. А брал, потому что в больнице не хватало медикаментов, и на эти взятки он покупал лекарства. Его поймали и думают: "Сажать - не сажать?"
Обсуждаем конкретного врача Ивана Ивановича Иванова, но выходим на ключевой вопрос: "Можно ли делать добрые дела такими неприятными методами?" Это очень широкая тема, по этому поводу можно было бы разговаривать часами.

Как задать вопрос.
Если вы задаете вопрос, который заставляет человека нервничать, отстаивать свои убеждения, то при любом характере аудитории вы вызовете слушателей на разговор. Вы можете задать вопрос: "Мы поймали Радуева, что теперь делать?" - и всё, вы завалили программу, потому что никакого морально-этического выбора в данном случае слушатель не делает. У него будет только агрессия. Если же вы спрашиваете, надо ли его менять на наших пленных, люди начинают задумываться: что же, действительно, делать - они начинают спорить, звонить в студию и т.д.

Работа со звонками.
Звонок в ток-шоу - это такая же важная вещь, как и правильные песни в формате. Мы можем сделать узкоформатную станцию, где будут слушать один тяжелый рок, и один раз поставив "Take That", мы потеряем сразу аудиторию. То же самое - плохой звонок в ток-шоу.

Есть несколько правил по работе со звонками.

1. Плохому сигналу нет места в эфире.
Никому не хочется напрягаться для того, чтобы получать удовольствие, поэтому необходимость делать радио громче, или пытаться расслышать что-то сквозь треск очень портит впечатление. Пускай человек перезванивает, меняет телефон, но с плохим качеством связи мы, как правило, не выводим звонок в эфир.

2. Люди, которые звонят не по теме, появляться во время программы в эфире не должны.
Например, мы взяли за основу ток-шоу сегодняшнего дня тему пленения Радуева и задали вопрос: «А надо ли обменять Радуева на наших пленных пацанов, которые сидят в Чечне». И представьте: вы ведете такое обсуждение, и вдруг звонок: "А сегодня у моей девушки день рождения, и я хочу заказать ей песню". У аудитории сразу складывается впечатление, что ушла адресность программы.

3. В эфире не должно быть длинных и заумных высказываний слушателей.
Разговорная программа - это на 50% звонки. Поэтому когда человек начинает что-то бубнить на протяжении пяти минут, да так, что слова нельзя вклинить, то вполне вероятно, что такой длинный звонок отпугнет аудиторию.

4. Необходимо чередовать звонки: умный-эмоциональный.
Череда из трех очень умных звонков подряд может отпугнуть аудиторию. Это выглядит монотонно, становится скучно и неинтересно. Нужен эмоциональный человек, и всё равно, что он будет говорить - главное, чтобы он говорил по теме и эмоционально.
Два-три ровных звонка, и потом какая-нибудь прорвавшаяся бабушка, которая кричит: "А Путин ест маленьких детей!". И все прислушались: "Что такое?" Или такой эмоциональный всплеск, например: "А банду Ельцина под суд!" - очень хорошо, все взбодрились и опять слушают не в пол уха.

5. Важно, чтобы были джинглы, в которых во время ток-шоу объявляется телефон прямого эфира.
В устах ведущего фраза: "Ребята, позвоните мне по такому-то телефону!" вызывает практически однозначную реакцию - "Наверное, тебя, брат, никто не слушает, если ты так просишь тебе позвонить".

6. Необходимо контролировать выход звонка в эфир.
Ведущий говорит: "А сейчас нам позвонила Маша. Алло!" А там тишина и все думают: "Господи, значит, тебя никто не слушает".
Не вышедший в эфир звонок дает ощущение минимальности аудитории. А ей не интересно быть в меньшинстве.

7. В эфир не должны выходить два-три звонка от одного и того же человека.
Создать ощущение маленькой аудитории могут и люди, которые прозваниваются пусть даже в двух-трех часовую программу дважды. К примеру: "Здравствуйте, это Миша, я вам звонил 20 минут назад". Сразу возникает ощущение, что каждый может дозвониться один, два, три раза. Значит, эти ведущие сидят и что-то обсуждают в эфире для пяти человек, которые могут дозвониться когда угодно...»

Изложенные выше советы по построению разговорного шоу и адаптации его к музыкальному формату - отнюдь не догма. Но опыт «Нашего радио» достаточно успешен, а их программы всегда рейтинговые.

Источник: http://ofm.net.ua

Категория: Эфир | Добавил: fmbarnaul (2006-06-06) | Автор: Виктория Сухорева
Просмотров: 1775 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: