Массовое производство идей Не образование и не опыт дают преимущество одного менеджера над другим, а идеи. Игорь Манн, директор по маркетингу компании Avaya Компания Агентство Владимира Гревцова является мультибрендовой компании. Мы работаем с 19 продуктами. В свою очередь каждый продукт имеет свой собственный подход в ведении бизнеса, создании, продвижении и т. д. Но в целом все процессы в любом бизнесе повторяются. Посему мы не имеем право тратить время на придумывания велосипеда, и соответственно создаем стандарты. Более того, мы обостряем ситуацию и говорим, если нет документа – нет процесса. Стандарты создаются на требования к печати, на верстку, стандарты на изготовление макетов и т.д. Один из таких стандартов – СТАНДАРТ НА ИЗГТОВЛЕНИЕ ИДЕЙ. Сегодня я собираюсь рассмотреть вопрос “насильственного” появления идей. Т.е. каждый знает, идеи приходят в голову в разное время, когда прогуливаю собаку, когда бреюсь, когда принимаю ванну, когда бегаю, когда засыпаю, когда отдыхаю и т. п. Но бывает, что музы нет, а “рожать” надо. Вот тогда на помощь приходят методики. Итак, цель этого доклада ответить на вопрос как появляются идеи? Способов появления новой хорошей идеи (как?) не так уж и много: • вы сами можете придумать идею; • вы можете натолкнуться на нее, читая литературу; • вы можете скопировать или развить уже существующую идею (позаимствовать ее у конкурентов или из другой отрасли). По аналогии с новым товаром хорошая идея может: 1. оригинальной (т. е. вашей собственной идеей), 2. а также прямой или улучшенной копией чужой идеи. Причем самый простой способ — это скопировать («украсть») идею, наилучшим образом зарекомендовавшую себя на практике в других компаниях (отраслях бизнеса). В нашей компании процесс создания идей можно классифицировать на два вида: 1. Индивидуальное производство. 2. Коллективное производство. Индивидуальное производство. Количество идей, имеющихся у вас в наличии, — это ваше конкурентное преимущество, которое всегда с вами. Для того, чтобы придумать идею одному необходимо следующее: • Изолироваться на некоторое время от помех. Можно, например, одеть наушники и послушать соответствующей музыки или выйти на улицу. • Далее выбрать один или несколько методов по созданию идей. Методы получения идей: • Часто в компаниях существует один или несколько сотрудников, которые постоянно генерируют идеи. Знайте этих сотрудников, поддерживайте с ними дружеские отношения. Если вы покажете им, что вам интересно то, что они предлагают, если вы воспользуетесь их мыслями и скажете им «спасибо», они оценят это, а вы получите новый источник идей. • Картотека. На специальных бумажках формата А5 вы записываете идеи, возникшие по – ходу работы и складываете в специальный ящик. В нужное время вы просто запускаете туда руку и достаете одну из идей. • Блокнот. Принцип, как и в картотеке. • Аналоговый метод. Просматривая журналы, и газеты российских и зарубежных авторов, рекламные сборники. • Папка с примерами. Аналог картотеки, только примеры собираются, как правило чужие. • Применение техник фантазирования, цель которых в основном расшатывание шаблонов мышления: o Увеличение-уменьшение. Суть приема: новую идею получают увеличением и/или уменьшением исходного объекта. (Люди-гиганты ("Пища богов", Г.Уэллс); разумное существо-океан ("Солярис", С.Лем); звездолет размером с город ("Магелланово облако", С.Лем); использование в качестве звездолета целой планеты ("Бегство Земли", Ф. Карсак)) o Дробление-объединение. Суть приема: новую идею получают разделением исходного объекта (объектов) на части и/или их объединением. (Шарообразные инопланетяне, способные объединяться и принимать любой облик ("Почти как люди", К.Саймак); распыление человека на атомы и последующее восстановление в заданное время ("Звездные дневники Йона Тихого", С.Лем); ) o Изменение свойств. Суть приема: новую идею получают изменением наиболее постоянных свойств исходного объекта или внешней среды. (Ускорение вращения Земли ("Над бездной", А.Беляев); изменение направления оси вращения Земли ("Вверх дном", Ж.Верн); замедление скорости света ("Светопреставление", А.Беляев); ) o Универсализация-ограничение. Суть приема: новую идею получают распространением действия исходного факта (объекта) на большой класс явлений и, наоборот, ограничением действия универсального факта. (Слепота становится всеобщей нормой, а зрячесть - уродством ("Страна слепых", Г.Уэллс); универсальный вездеход, сочетающий свойства самолета, автомобиля, катера и подводной лодки ("Властелин мира", Ж.Верн); универсальные роботы ("Я, робот", А.Азимов). Робот, предназначенный только для открывания консервных банок ("Робот-зазнайка", Г.Каттнер); ) o Наоборот. Суть приема: новую идею получают изменением предназначения, какого-либо свойства исходного объекта (факта) на противоположное. (Левиум - вещество с отрицательным тяготением ("Сокровище Громовой Луны", Э.Гамильтон); путешествие не в пространстве, а во времени ("Машина времени", Г.Уэллс); путешествие вне времени - через нуль-пространство("Сердце Змеи", И.Ефремов); обезьяны - разумная раса планеты, а люди находятся в первобытном состоянии ("Планета обезьян", П.Буль) Техника применения приемов: • выбрать исходный объект (факт, понятие); • определить его назначение, основные характеристики, свойства; • выбрать прием (метод получения идей); • в соответствии с ним мысленно изменять объект, в целом или какую-либо его часть, до получения нового качества, отсутствующего у исходного объекта; • обосновать целесообразность полученной идеи; • проследить всевозможные следствия, вытекающие из нее, для чего можно воспользоваться многоэкранной схемой. Коллективная разработка идей. Для привлечение “коллективного разума” необходимо подготовить следующее: • Написать цель вашего мероприятия. • Описать задачи, которые вы собираетесь решить с помощью идей, которые получите от коллег. • Описать где будут реализованы ваши идеи. • Далее выбрать один или несколько методов приведенных ниже по созданию идей. Методы получения идей: • Вы можете собрать коллег из отдела для “мозгового штурма”. • Вы можете использовать внутреннюю корпоративную сеть для рассылки вашего брифа. • Корпоративную доску объявлений. • Для привлечения “коллективного разума” эффективно будет применения определенных поощрительных мероприятий, например конкурс на лучшую идею среди сотрудников за приз. (Пример с придумыванием роликов для журнала “Главный Бухгалтер”) • Посовещайтесь с коллегами из отдела продаж. Тот, кто находиться на “передовой” общаясь с конечным потребителем. • Поговорите с вашими исследователями или психологами. • Можно привлечь ваших друзей отправив им e-mail или просто позвонить. • Возможно применение техник фантазирования, описанных выше. Тестирование идеи. Выбранные идеи необходимо оформить на отдельном листе. Краткое (на одну страницу) письменное изложение идеи должно включать: • вступление (что вы предлагаете и почему); • ожидаемый эффект (что получит компания); • сколько будет стоить реализация идеи; • какими могут быть возможные проблемы в осуществлении проекта и способы их преодоления. (Особенно важно включить заранее этот пункт для тех руководителей, которые обычно критикуют идеи.) • Отнеситесь к вашей идее как к товару — «продайте» ее коллегам и руководству. Если руководство все-таки сомневается в предлагаемой вами идее, не может принять окончательное решение, то в качестве последнего аргумента предложите протестировать ее в малом масштабе (например на уровне одного отдела, магазина или регионального офиса) или в ограниченный период (скажем, неделя или месяц).
Источник: http://www.reklamaru.com |